Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Главный принцип
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях,
- повышение ответственности родителей, не выполняющих конституционных обязанностей по воспитанию своих детей.
Актуальные вопросы Декрет № 18:
- процедура изъятия детей из неблагополучных семей;
- ответственностью обязанных лиц, уклоняющихся от содержания детей, помещенных на государственное обеспечение;
- трудоустройством родителей, чьи дети находятся на государственном обеспечении;
- реализацией имущества и сдачей внаем имеющегося у неблагополучных родителей жилья для покрытия расходов государства на содержание ребенка.
Стоит отметить, что целью создания и реализации государством данного нормативного акта является не угроза для нормальных родителей, которые в соответствии с моральными и гражданскими нормами воспитывают детей, а для разрешения реальной актуальной проблемы в социуме. Так согласно Декрету № 18 государственной защите и помещению на государственное обеспечение подлежат только те дети, где установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом не надлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально-опасном положении.
Обязанные лица
- родители (единственный родитель) которые ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами, либо иным образом не надлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально-опасном положении.
Социально-опасное положение детей
- вредное воздействие на ребенка, при котором родитель являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию ребенка.
Решение о признание ребенка нуждающимся в государственной защите
В случае наличия оснований у комиссии по делам несовершеннолетних информации о нахождения ребенка с родителями, которые не занимаются воспитанием и содержанием ребенка, установлено минимальный срок в течении которого ребенок помещается в приют:
- в течении трех дней комиссия по делам несовершеннолетних по месту жительства ребенка принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей, установления ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещения ребенка на государственное обеспечение (приют). - в трехдневный срок, прокурор уведомляет о решении отобрать ребенка.
- в течении одного дня, следующего за днем вынесения данного решения, ребенок отбирается у родителей.
Действия комиссии после отбирания ребенка из семьи:
- в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении:
1. работодателя у которого работал данный родитель, у которых отобраны дети.
2. управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите если недобросовестные родители нигде работают или когда ребенку назначена пенсия;
- в шестимесячный срок принять соответствующее решение:
1. о возвращении ребенка родителям (только в случае если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка), с одновременным уведомлением об этом работодателя где работают родителей, у которых отобраны дети;
2. о подаче искового заявления о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав в суд по месту жительства (нахождения) ребенка управлением (отделом) образования или учреждением, в котором находится ребенок, не позднее четырнадцати рабочих дней после вынесения комиссией по делам несовершеннолетних решения.
Обязанность возмещения родителями расходов по содержанию детей государством:
- лишения их родительских прав;
- если у них отобрали детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
- если у них отобрали детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
- если они отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста;
- нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей.
Кто погашает расходы по содержанию детей государством
Стоит отметить, обязанность возмещать государству затрат по содержанию детей возникает только со дня помещения ребенка в приют либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей. Прекращение обязанности наступает только после полного погашения расходов по содержанию детей государством, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности. За несовершеннолетних родителей эти расходы возмещают их родители, а при их отсутствии или неполном погашении сами несовершеннолетние родители после достижения ими совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме. Работающие совершеннолетние родители в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение должны добровольно подать заявление по месту работы о возмещении расходов и ежемесячно их компенсировать. В случае уклонения от возмещения расходов их взыскание будет осуществляться на основании исполнительной надписи нотариуса. Если заработная плата и приравненные к ней доходы родителя не позволяют ему в течение шести месяцев выполнять требование о полном возмещении расходов по содержанию детей, его трудоустраивают по постановлению суда. Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения (п. 8 Декрета N 18).
Трудоустройство и контроль за родителями осуществляют:
- сотрудники органов внутренних дел (далее - МВД)
- сотрудники органа по труду, занятости и социальной защите населения
- отдел кадров работодателя.
При вынесении судом судебного постановления о трудоустройстве недобросовестного родителя, комиссия или суд в течение трех рабочих дней после его вынесения направляет в МВД и орган по труду, занятости и социальной защите населения по месту нахождения обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, по последнему известному месту жительства. Данное постановление подлежит немедленному исполнению. В соответствии с ч. 1 и 2 п. 14 Декрета N 18 орган по труду, занятости и социальной защите населения обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица.Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства. Данный родитель обязан трудоустроится не позднее одного дня,следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите. В организации над обязанным лицом устанавливается ответственное лицо, которое контролирует и сообщает отделу кадров о явке обязанного лица на работу. Отдел кадров работодателя ежедневно сообщает МВД и органу по труду занятости и социальной защите о явке либо не явке на работу обязанного лица. При наличии более одного для пропуска, МВД осуществляет обеспечивают принудительную их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) на работу, а также выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения.
У родителя есть время для восстановления нормальной жизни ребенка
У законных представителей детей есть время на восстановление нормального уровня существования, ибо если после помещения ребенка в приют родители не предпринимают мер к изменению своего поведения, то до истечения шестимесячного срока нахождения ребенка в детском социальном приюте необходимо начинать процедуру лишения их прав на ребенка.
В результате родители должны:
- трудоустроиться и выплачивать в полном размере денежные суммы на содержание ребенка;
- восстановить квартиру, дом (отчистить от грязи, сделать ремонт и т.д.);
- начать погашать долги за коммунальные платежи;
- изменить свое поведение и отношение к ребенку (систематически посещать детей в приюте, принять участие в работе групп реабилитации и т.д.);
- поправить свое здоровье (чаще всего пролечиться от алкогольной зависимости).
Родителям о Декрете Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"
Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни одно дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций. Социальное сиротство является признаком неблагополучия общества, и мы должны стремиться к тому, чтобы это явление было искоренено или сведено к минимуму.
ДЕКРЕТ Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет) стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.
На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:
— воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм;
— находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
— являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
— оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.
Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.
При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания.
Если обстановка в семье ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.
Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.
Если, несмотря на все принятые специалистами меры, родители не стремятся к исправлению и отказываются от сотрудничества, то ставится вопрос о признании их детей нуждающимися в государственной защите и изымания их из семьи. Первоначально детей отнимают на срок до 6 месяцев, чтобы оказать межведомственную помощь семье и ребенку. Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.
Если же семья после постановки на учет как СОП стала на путь исправления, то через 6 месяцев, в течение которых с семьей проводится работа, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем специалистов минимум полгода, так как доверие к ней утрачено.
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!