Играем в речевые игры, развиваем и обогащаем речь ребёнка. Развиваем речь, играя.
Знаете ли вы, что может сделать родитель для развития речи своего ребенка?
Очень многое! Даже если ваш ребенок ходит к логопеду, этого не всегда достаточно, чтобы закрепить хороший результат. Гораздо эффективнее занятия станут, если вы непосредственно сами будете принимать больше участия в развитии речевых навыков ваших детей. .
Правильная и связная речь очень важна для успешной учебы в школе и является одним из показателей готовности ребёнка к школе. В 5-6 лет наступает время, когда родителям нужно уделить внимание умению ребенка высказываться правильно.
К 5-6 годам ребенок должен:
-правильно произносить все звуки;
-повествование должно быть понятным слушателю (последовательное, логичное);
-словарный запас от 3000 слов;
-в речи присутствуют синонимы и антонимы;
-умение эмоционально окрашивать текст;
-ребенок без проблем пересказывает текст и отвечает на вопросы к тексту.
Развитие связной речи у дошкольника занимает важное место в подготовке к школе. Родителям важно помочь развить речь ребенка, регулярно проводя с ним занятия - игры.
Приглашаю познакомиться с простыми играми на развитие речи, которые легко освоит любой родитель и сможет играть в них не только дома, но и адаптировать для прогулки или поездки в транспорте.
Игры на развитие связной речи у детей
1. «Угадай, где мы?». Ребенок завязывает маме/папе (другому члену семьи) глаза, водит по квартире, описывает, не называя комнату, что видит вокруг, а взрослый должен догадаться, в какой комнате он находится.
2. «Опиши предмет». Предложите ребенку рассказать о какой-нибудь игрушке или любом другом предмете (посуда, мебель, продукт), используя как можно больше неповторяющихся слов.
Например: «Это тарелка, она круглая, стеклянная, хрупкая, большая, зеленая»; «Это шкаф, он большой, коричневый, деревянный, вместительный, двухдверный» и т.п.
3. «Последнее словечко». Суть игры в том, что ее участники должны по очереди описывать предмет. Выигрывает тот, за кем останется последнее слово.
4. «Назови детали». В этой игре предложите ребенку называть детали, из которых состоит предмет. Например: «Это кастрюля, у нее есть ручки, крышка, стенки, дно»; «Это стул, у него есть сиденье, спинка, ножки»; «Это сапог, у него есть подошва, каблук, застежка, голенище».
5. «Подбор объектов к действию». Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев
6. "Почемучка". Взрослый задает ребенку вопросы, задача ребенка, как можно более развернутый ответ на него. Примеры вопросов: Почему наступает осень? Почему летом тепло? Почему на некоторые звери впадают зимой в спячку?
Аналогичная игра "Потому что...". Примеры вопросов: "Я чищу зубы потому что...?", "Я пойду в школу, потому что...?"
7. Четвертый лишний. Взрослый говорит 4 слова, одно слово из них лишнее. Например: дождь, снег, град, трава.Ребенок должен найти лишнее слово и объяснить почему он его выбрал.
8."Развернутое предложение". Предложите ребенку продолжить предложение. Ребенок должен "достроить" предложение различными словами: признаками, действиями и т.д. Например: Сегодня мы пойдем.....(Куда?, Зачем?).
9.Пословицы и поговорки. Предложите ребенку попробовать объяснить, как он понимает значение пословицы или поговорки. Например: "Без труда, не вытянешь рыбку из пруда". Похожая игра, предложите ребенку объяснить,что означают данные выражения "медвежья услуга", "блестящая мысль", "короткая память" и т.д.
10. "Закончи сказку". Взрослый начинает рассказывать сказку, а ребенок должен придумать свое продолжение.
<font color="#0782c1">11. "Отгадай загадку"</font> Взрослый загадывает слово и называет только его существенные признаки. И наоборот. Например: круглое, вкусное, растет на дереве. (яблоко)
Похожая игра под названием "Опиши предмет". В ней ребёнку предлагается описать загаданный предмет. Например: мяч, кукла и т.д.
12."Расскажи о...". Предложите ребенку рассказать, например, о профессии учителя. "Учитель, учит детей. Каждый день учитель проводит уроки для них и задаёт домашнее задание."и т.д.
13. "Картинки нелепицы". Предложить ребенку рассмотреть картинку, на которой некоторые детали "перепутал художник". Малыш должен найти нелепицы и объяснить, почему он так решил.
14. Мнемотаблицы. Ребенку предлагается составить с помощью мнемотаблиц.
15. Также полезными упражнениями будут такие как:
- Учиться пересказыванию текста. Прослушанный ребенком текст необходимо обсудить с ним, составить план пересказ (не более 4-5пунктов), прочитать еще раз и уже пробовать пересказывать.
-Составляем рассказ по иллюстрации. Ребенку предлагается описать словами, что он видит на картинке. Или придумать свой рассказ имеющий сюжет, изображенный на иллюстрации. Если ребенку сложно, помогите ему наводящими вопросами.
-Чтение. Когда читает ребенок или вы читаете ребенку книгу, у него пополняется словарный запас слов как пассивный, так и активный. Не забывайте обсуждать прочитанное. Особенно, если попалось не знакомое слово, обязательное объясните ребенку его значении.
16. «Угадай, что в мешочке?» (вместо мешочка подойдет любая емкость или непрозрачный полиэтиленовый пакет). Можно взять любые мелкие игрушки (машинки, мячики, киндер), геометрические фигуры (из набора кубиков), предметы посуды (игрушечная посуда или столовые приборы, например, чайная ложка), предметы домашнего обихода (расческа, отвертка). Ребенок опускает руку в мешочек, затем, не доставая предмет, ощупывает его, описывает, какой он, и называет, что это. А уже только потом вынимает предмет из мешочка
<font color="#0782c1">17. Игра "Помоги закончить предложение."</font>Малыш активно формирует и развивает свой словарь за счет подбора глаголов, обозначающих окончание действия. Например: взрослый начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает:
- Дима проснулся и... (стал умываться);
- Катя оделась и... (побежала гулять);
- У Гриши замерзли руки и... (он надел варежки);
- Мама сварила суп и... (позвала всех к столу).
18. «Что бывает…?» Отличная игра для пары «взрослый – малыш», где первый называет прилагательное, а второй подбирает к нему существительные. Например: «Зеленое». Что может быть зеленым? Малыш перечисляет: трава, яблоко, огурец…
«Что бывает?». Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.
В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.).
19. «Я писатель!» Суть игры — придумать небольшой рассказ из предложенных слов (3-7 слов). Если ребенку пока трудно воспринимать слова на слух, то можно предложить ему картинки.
Например: кошка – девочка – молоко = девочка налила кошке молоко; мальчик – кубики – башенка = мальчик построил башенку из кубиков и т.п.
20. «Скажи наоборот». Эта игра помогает расширять словарный запас за счет подбора слов-антонимов. Взрослый называет слово, а ребенок называет слово «наоборот».
Например: «большой – маленький», «сильный – слабый», «высокий – низкий» и т.д.
21. «Что было потом?» Прекрасным способом развития связной речи может стать совместный просмотр мультфильмов. Начните смотреть кино вместе и, не дожидаясь его окончания, выйдите из комнаты по «срочным делам». По окончании просмотра попросите ребенка рассказать, чем все закончилось.