КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
- Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: соблюдать правила личной гигиены: мыть руки по мере загрязнения, перед едой; соблюдать правила пользования столовой посудой и столовыми приборами: (столовая и чайная ложка, вилка с 2 лет 6 месяцев), приема пищи и поведения за столом (держать чашку за ручку, набирать небольшое количество пищи в ложку, на вилку, аккуратно подносить ко рту, не стучать столовыми приборами по тарелке, столу; есть самостоятельно, тщательно пережевывая пищу, благодарить после еды).
- У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения самообслуживания: выполнять культурно-гигиенические процедуры; воспитывать элементарную культуру поведения за столом во время еды: принимать пищу аккуратно, брать понемногу, захватывать губами, хорошо пережевывать с закрытым ртом, правильно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложкой, вилкой), есть и пить только из чистой посуды, перед приемом пищи желать сверстникам приятного аппетита, после еды благодарить.
- Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о культуре тела с реальными действиями по уходу за ним: самостоятельно выполнять гигиенические процедуры (мыть руки, лицо, полоскать рот после еды); пользоваться навыками культурного поведения за столом (хорошо пережевывать пищу, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой); самостоятельно использовать накопленный опыт укрепления и сохранения здоровья: защищаться от микробов (не есть и не пить на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды); заботиться о здоровье (есть продукты, полезные для здоровья).
- Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека, культурой поведения за столом. У них формируется понимание необходимости использования полезных для здоровья человека продуктов, необходимость употреблять продукты, полезные для здоровья (содержащие белки и помогающие расти организму – мясо, яйца, молочные и рыбные
продукты; дающие энергию – хлебобулочные изделия, фрукты и овощи); самостоятельно полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывается культура рационального питания (есть полезную, разнообразную пищу; отдавать предпочтение продуктам, полезным для здоровья человека, не есть вредные, несвежие продукты; съедать достаточное количество пищи, выпивать достаточное количество питьевой воды, не переедать; соблюдать режим питания), культуру поведения за столом.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.
Освоение вышеперечисленных навыков связано с этическим развитием воспитанников.