«Критерии успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»
Подготовила педагог-психолог: Чиж Ольга Леонидовна
В жизни ребенка настает определенный момент, когда его отдают в детский сад. Привыкнуть к такой перемене ему очень нелегко. Он не может и в мыслях представить себе разлуку с мамой. Для того чтобы ребенок правильно воспринял это событие, необходимо заранее подготовить его к поступлению в сад. Речь идет о приобретении тех навыков, которые ребенку положено иметь по возрасту. Зная индивидуальные особенности вашего малыша, можно сделать выводы о том, как он отнесется к пребыванию в детском саду. На основании этих выводов вы поймете, как именно нужно повлиять на восприятие окружающего мира вашим ребенком. Конечно, необходимо заранее приучить его к распорядку дня, к общению с другими детьми.
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.
При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяц. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.
Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Ведь очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.
Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.
Познакомитесь с режимом дня того детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Ребенка, поступающего в ясельную группу, необходимо учить самостоятельности. Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания (самостоятельно пить из чашки, есть с ложечки, пользоваться горшком и так далее).
В процессе адаптации к коллективу решающее значение приобретают умение и желание ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, причем не только с близкими, но и с малознакомыми. Научите ребенка обмениваться игрушками, поочередно с другими детьми кататься на велосипеде, качелях, почаще берите малыша с собой в гости. Все это поможет ребенку быстрее освоиться в детском коллективе, вступить в общение с воспитателями и другими детьми.
Обратите внимание на развитие речи своего малыша. Может ли он хотя бы в самой краткой форме ответить на вопросы, обращается ли сам к взрослым с просьбами?
Развитию речи и мышления способствуют игры, основанные на вопросах и ответах. Во время прогулок не молчите, разговаривайте, задавайте вопросы и помогайте на них отвечать.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и испытание для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
В ваших силах сделать так, чтобы детский сад стал для ребенка «вторым домом», где ему уютно, комфортно, весело, где его ждут заботливые воспитатели и хорошие друзья. Выполняйте простые правила, и вам не придется переживать за своего малыша, отдавая его в детский садик.
Итак, правила успешной адаптации малыша к детскому саду: заранее узнайте про детский сад; расскажите ребенку о плюсах детского сада; определите, как ребенок переносит разлуку с вами; определите, открыт ли малыш для общения со сверстниками; выясните, как настроен сам ребенок; выясните, насколько он самостоятелен; проверьте его здоровье; приучайте его к режиму дня; развивайте его игровую деятельность; формируйте у ребенка навыки самообслуживания; тренируйте речь; рисуйте с ним; развивайте мелкую моторику; слушайте с ребенком музыку; читайте ему сказки; научите ребенка правилам поведения на улице; не кричите на ребенка; не пугайте малыша чужими людьми; станьте другом; научите его слушаться старших; научите его уважать окружающих; поясните ему, что делать нельзя; не сравнивайте его с другими детьми; ругайте только по делу; хвалите чаще; в первые дни будьте вместе с ребенком некоторое время; первое время приводите ребенка в детский сад на полдня; создайте ребенку позитивный настрой; прогуляйтесь с ребенком по территории детского сада; не опаздывайте, когда забираете ребенка; не обещайте что-то купить за то, что он побудет в детском саду; не ругаете его за плохое поведение в первые дни.
Помните, важны терпение, последовательность и понимание!