ЗИМНЕЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ!
ЗАНЯТИ Е ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Программные задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; упражнять в составлении предложений с опорой на картинку, делении слов на слоги; обогащать и активизировать словарь по теме «Зима»; развивать фонематический слух, мелкую моторику рук, координацию движений; воспитывать любовь к природе.
Материал и оборудование: магнитная доска, ноутбук, картинки с изображением зайца, иглы, машины, ананаса; картинка – схема слова «шуба», карточки для звукового анализа, фишки квадраты (красного, синего, зелёного цвета), снежинки из бумаги, картинки по теме «Зима» для составления предложений, «сугробы» из синтепона – 4шт., аудиозаписи: минусовка «Раз – снежинка» Л. Олифировой, «Зимний лес» Е. Доги.; подносы с манной крупой по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель. Доброе утро, ребята! Я хочу подарить вам свою улыбку.(Улыбается) А вы, подарите мне свои! А теперь давайте подарим улыбки друг другу.
Психогимнастика «Лучик»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
К солнышку потянулись,
Лучики взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Вы хотите узнать в какое путешествие? (Да) Для этого нам надо отгадать зашифрованное слово. Давайте определим, сколько звуков в этом слове? А помогут нам картинки. Нам надо назвать первые звуки с которых начинаются эти слова. Дети по очереди открывают картинки на которых нарисованы:
Заяц – первый звук в этом слове (з)
Игла - первый звук в этом слове (и)
Машина- первый звук в этом слове (м)
Арбуз - первый звук в этом слове (а)
Дети расселяют звуки в домики. Читают вместе с воспитателем слово «ЗИМА».
Воспитатель. Мы отправляемся в зимнее путешествие.
Воспитатель. Ребята, когда я проветривала утром группу к нам залетели снежинки, но посмотрите они не растаяли, потому что это волшебные снежинки, с играми - заданиями.
Воспитатель показывает первую снежинку.
Эта снежинка предлагает поиграть в игру «Цепочка слов» Воспитатель называет слово «снег», а дети придумывают слова на последний звук предыдущего слова.
Следующая снежинка предлагает нам поиграть в игру «Кто внимательный»
Воспитатель называет гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, а дети поднимают на каждый звук соответствующую фишку.
Эта снежинка предлагает провести звуковой анализ слова «шуба».
У доски разбирает один ребёнок. Когда он выделяет первый звук в слове, воспитатель говорит: «Звук (ш ) – всегда твёрдый согласный звук, у него нет мягкой пары» Ребёнок обозначает звук (ш) синей фишкой. Затем находит остальные звуки в слове, обозначает их фишками.
Игра «Живые звуки»
Воспитатель раздаёт фишки звуков (б), (ш), (а), (у). Подзывает к себе; первый, третий, второй, четвёртый звуки.
Задания «звукам» дают дети и воспитатель.
А сейчас придумаем предложения со словом «шуба»
Что то мы с вами засиделись, пора нам на прогулку.
Пальчиковая игра
«На прогулку мы пойдём».
На прогулку мы пойдём.
В шкафчике своём найдём.
Куртку, шапку, шарф, штанишки,
Чтоб не мёрзли ребятишки. (С движениями по тексту. Повторить 2 – 3р.)
Воспитатель. Ребята! Зима – это время весёлых детских игр и забав. Какие зимние игры и забавы вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель. Давайте с вами слепим снеговика.
Звучит аудиозапись минусовки «Раз снежинка» Л. Олифировой.
Раз – рука, два – рука-
(Поочерёдно вытягивают руки вперёд)
Лепим мы снеговика!
(Имитируют лепку)
Три – четыре, три – четыре,
Нарисуем рот пошире!
(Провести указательными пальцами рук по губам).
Пять – найдём морковь для носа,
( Дотронуться до кончика носа)
Угольки найдём для глаз
(Слегка коснуться глаз)
Шесть – наденем шапку косо-
(Дотронуться до головы)
Пусть смеётся он у нас.
(Улыбнуться).
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы плясать его попросим.
(Выполнять танцевальные движения).
Воспитатель. Эта снежинка предлагает нам игру «Составь предложение по картинке»
Дети составляют предложение по выбранным картинкам на зимнюю тематику
Воспитатель. Мы поиграли, а теперь пора в группу возвращаться. А на пути у нас вот какие сугробы. Это снежинка приготовила нам ещё одно задание «Деление слов на слоги» (Снег, санки, Снегурочка, сосулька, снежинка, снеговик, сугроб, снегирь, снегопад…) (По картинками). Дети берут картинки, определяют количество слогов в слове, сколько слогов в слове столько делают шагов вперёд через «сугробы».
У нас осталась одна снежинка, она предлагает нам поиграть в игру
«Доскажи словечко»
Я начинаю, а вы продолжаете.
- А на улице мороз щиплет щёки, щиплет … (нос)
- Зимний спорт теперь нам ближе – помогают в этом … (лыжи)
- Льются слёзы у Оксанки – у неё сломались … (санки)
- На льду погасли огоньки – снимаю я свои … (коньки)
- Зимним вечером видна в небе жёлтая … (луна)
- Из трубы летят колечки – это дым из нашей … (печки)
- Мы не ели, мы не пили – мы снеговика … (лепили)
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам не слепить, а нарисовать снеговика, Рисовать мы будем не карандашами, не красками, а на манной крупе.
Перед каждым ребёнком – поднос с манной крупой. Звучит «Зимний вальс» Е. Доги.
Упражнение «Снеговик»
(на развитие тактильных ощущений)
Дети выполняют движения руками по крупе согласно тексту.
Снег пушистый нагребаем
И рисуем ком большой.
И ещё раз нагребаем,
И рисуем ком второй.
Мы рисуем третий ком –
Будешь ты снеговиком.
Глазик, глазик, нос – морковка,
Рот большой, вверху – ведро.
Воспитатель. На этом наше зимнее путешествие закончилось, я думаю, что оно вам понравилось. В какие игры вам бы хотелось поиграть ещё? (Ответы детей)
Вы сегодня очень старались.
Рефлексия
Воспитатель. У нас есть смайлики:
Зелёный соответствует: « Всё отлично! Я доволен!»
Жёлтый – « У меня всё хорошо»
Красный - « Что-то не получилось!»
Покажите смайлики друг другу и мне..
Всем спасибо!
ЛИТЕРАТУРА
1.Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учрежд., обеспечивающих получение дошк. образования/ Н.С. Старжинская.
3 – е изд.– Минск: Новое знание, 2014.-208 с.
2. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
Сведения об авторе:
Валентина Николаевна Вечёра
воспитатель дошкольного образования
первой квалификационной категории,
ГУО «Санаторный ясли – сад №5 г. Чаусы» Могилёвской области