Основы безопасной жизнедеятельности в дошкольном возрасте.
Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как сберечь здоровье ребенка? Как научить помогать друг другу?
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Дошкольное учреждение закладывает фундамент безопасного поведения ребенка. В государственном учреждении образования «Санаторный ясли-сад № 5 г. Чаусы» с целью активизации работы в данном направлении прошел месячник по безопасности детей, где была проведена работа в трех направлениях: профилактическая работа с родителями, обучение воспитанников, методическая работа с педагогами.
Решение задач по обеспечению безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в групповом помещении, где ребенок находится большую часть времени. В нашем учреждении с этой целью созданы в каждой возрастной группе, а у нас их одиннадцать, организованы уголки безопасности, которые содержат такие материалы как щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр. Плакаты по ОБЖ по темам: «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Вот такой уголок, например, был организован для занятий по ОБЖ в старшей группе № 1 (на фото воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории Змаженко Елена Владимировна проводит занятия с детьми).
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой задачей, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
На первоначальном этапе важно заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности. Далее ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила. И только потом на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
В старшем дошкольном возрасте для достижения этой цели мы успешно используем театрализованные представления (на фото участники театрализованного представления, воспитанники старшей группы № 3 после тематического представления для младших групп).
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Мы должны быть готовы правильно вести себя и в таких ситуациях. Кто как не работники РОЧС расскажут ребятам мерах предосторожности и как вести себя в подобных ситуациях.
(на фото воспитанники старшей группы № 2 на экскурсии в пожарной части г. Чаусы)
Также в рамках месячника безопасности детей в нашем дошкольном учреждении были организованы и прошли такие учебно – воспитательные мероприятия как занятия, заучивание стихотворений, сбор фотоматериалов для тематических исследовательских работ, заучивание правил безопасного поведения, беседы, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, игры – тренинги, просмотр мультфильмов, трудовая деятельность, продуктивная деятельность, отгадывание загадок, развлечения, досуги, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, встреча с интересными людьми, участие в различных конкурсах, личный пример взрослых и многое другое.
Мы верим, что работа по безопасности ребенка, систематически проводимая в нашем дошкольном учреждении, даст положительный результат!