Статья: «Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста».
В последнее время количество детей, испытывающих трудности обучения в начальной школе, значительно возросло. К трудностям обучения относятся и овладение навыком чтения, и медленное письмо, и сложности с усвоением правил орфографии, грубые ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил.
Проблема нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) на сегодняшний день одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Поэтому сегодня перед дефектологом учреждения дошкольного образования ставятся вопросы: как уменьшить количество детей, имеющих трудности в овладении письмом и чтением? Можно ли осуществлять профилактику возможных нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте?
Трудности в обучении зависят:
• от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных систем психики дошкольника;
• от задержки психического развития. Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия между психическими процессами;
• ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу, значимых для обучения счету, чтению;
• ранняя компьютеризация является серьезной причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций.
Дефектологическая практика подтверждает – профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте. Для того, чтобы сократить риски возникновения дислексии и дисграфии, уже в детском саду необходимо начать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии.
Основными коррекционными задачами профилактики являются:
· Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;
· Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;
· Формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;
· Развитие слухового восприятия.
Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.
Первый блок
I. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти: расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти. На данном этапе рекомендованы следующие
задания и упражнения
Задания и упражнения
1. Назвать контурные изображения предметов.
2. Назвать перечёркнутые контурные изображения.
3. Определить, что неправильно нарисовал художник.
4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
5. Подбор картинок по определённому цветовому фону.
6. Распределить предметы, изображённые на картинке по величине.
7. Игра «Геометрическое лото». (На что похож предмет?)
8.Подбор разных картинок с геометрическими фигурами (найди пару).
9.Найди заданную фигуру из двух предъявляемых в зеркальном изображении.
10.Составление разрезных картинок (из 2-7 частей).
11.Ориентировка на листе бумаги (паучок).
12.Конструирование фигур из палочек (спичек) по образцу и по памяти.
13. Нахождение сходства и различия по предъявляемым рисункам.
14.Запомнить 4-5 картинок, затем отобрать из 8-12.
15.Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Что добавилось»
II. Развитие зрительно-моторной координации: развитие глазодвигательных движений; улучшение ощущений артикуляционных поз и движений; развитие тактильных ощущений; развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики;
Задания и упражнения
1.Лабиринты (для глаз)
2. Дорожки (для глаз)
3.Упражнения на прописывание в воздухе определенных фигур, букв.
4.Обводилки
III. Формирование пространственных представлений о схемах лица и тела: выработка представлений о схемах лица и тела; развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве; активизация ощущений тела как системы координат.
Задания и упражнения
1.Поднять правую и левую руку.
2. Дотронуться правой рукой до левого глаза ( уха, щеки и т.д)
3. Определить место соседа по отношению к себе
4. Показать у соседа правое плечо, левую руку и т.п
IV.Развитие пространственно-временных представлений: ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое; развитие зрительно-предметного восприятия; вычленение признаков предмета; восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов; дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.
Задания и упражнения:
1. Написать называемые геометрические фигуры справа или слева от вертикальной линии.
2. Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.
3. Дорисовать правое ухо. Дорисовать левое ухо.
4.Составление схемы-модели комнаты.
5.Графические диктанты.
6. Определение времени суток, дней недели, времени года.
7.Формирование понятия о возрасте, семье.
Второй блок
I. Развитие слухового внимания: расширение рамок слухового восприятия; развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации; совершенствование фонематического восприятия; осознание звуковой стороны речи.
Задания и упражнения
1.Понимание сложных речевых конструкций.
2.Запоминание чистоговорок, скороговорок, рифмовок, стихотворений.
3. Пересказы текстов, составление рассказов по картине, по серии сюжетных картин.
4. Определение положения звука в слове.
5.Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов.
6.Различение близкостоящих звуков в слоговых дорожках, в словах, в предложениях.
7. Различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (коза-коса, рожки- ложки)
II.Развитие чувства ритма: формирование ритмико-интонационной стороны речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма; формирование интонационной выразительности.
Задания и упражнения:
Ритмические игры:
1.Отхлопывание ритмов.
2.Повторение слоговых дорожек с выраженным ударным слогом.
3.Отхлапывание слогов в слове.
4.Отхлапывания ритма в стихотворении, в скороговорках.
5. Воспроизведение ритмического рисунка при ходьбе.
6. Музыкально-логоритмические игры
III.Формирование фонологического структурирования: формирование слоговой структуры слова; анализ слогов и слов; развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков; формирование фонематического анализа; развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др. Очень полезна она и для детей массовых групп 5-7 летнего возраста.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе.
Таким образом, на процесс и результат профилактической работы по предупреждению этих трудностей непосредственно влияет и позиция родителей, их отношения к детскому саду, школе, воспитателю, учителю.
Подготовила: учитель-дефектолог высшей категории
Анненкова Надежда Владимировна
государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 5 г.Чаусы»